Императорская вилла Кацура

«Япония      «Достопримечательности

Императорская вилла Кацура

Или Частный дворец Кацура — это вилла с ассоциированными садами и постройками в западном пригороде Киото, (в Кацура , Нисикё , отдельно от Императорского дворца, Киото). Это одно из важнейших культурных сокровищ Японии. Его сады считаются шедевром японского садоводства , а здания считаются одними из величайших достижений японской архитектуры. Во дворце есть сёин (гостиная), чайные домики и прогулочный сад.

Дворец принадлежал князю из семьи Хатидзё-но-мия. Им управляет Агентство Императорского двора, и принимает посетителей по предварительной записи.

Императорская вилла Кацура

Район Кацура в Киото издавна был излюбленным местом для вилл , и в период Хэйан Фудзивара-но Мичинага имел там виллу. Члены двора Хэйан сочли это элегантным местом для наблюдения за луной.

История

Принц Хатидзё Тосихито (1579–1629), основатель императорской виллы Кацура, родился 13 февраля 1579 года. Он был шестым сыном принца Санехито и потомком императора Огимачи. В 1586 году Тосихито был усыновлен Хидэёси Тоётоми, но они расстались в 1589 году, когда у Хидэёси родился собственный сын. Он подарил Тосихито землю, которая принесла 3000 коку (15 000 бушелей риса), и позволил ему основать новый дом в имперской линии, которая стала родовой линией Хатидзё.

С раннего возраста принц Тосихито был хорошо знаком со сказаниями о Гэндзи (классическое произведение японской литературы, написанное в начале 11 века дворянкой и фрейлиной Мурасаки Сикибу), поэмами прошлого и настоящего и произведениями По Чу-и (китайский поэт и правительственным чиновником династии Тан). Он невероятно любил эти произведения и, как говорят, копировал отрывки из работы для отдыха. В одном из таких отрывков из «Сказаний о Гэндзи» было написано:

Вдали, в деревушке Кацура, отражение луны в воде ясное и спокойное.

Сад

Когда Тосихито получил землю вдоль южного берега реки Кацура , места, где описывается роман «Сказки о Гэндзи», он намеревался построить виллу по образцу проходов из нее. Однако из-за нехватки богатства и ресурсов первая построенная вилла была похожа на чайный домик. Однако после женитьбы Токугавы Кадзуко и императора Го-Мизуноо, в создании которого принимал участие Тосихито, началось строительство виллы. Поскольку принц Тосихито стал более заметной фигурой в общественной жизни, на Императорскую виллу Кацура приходило все больше гостей. К 1624 году он посвятил больше своих ресурсов расширению виллы, и было записано, что были сформированы холмы и вырыт пруд посреди сада. Священник, посетивший Кацуру в 1624 году, написал, что с нее открывается «лучший вид в Японии». К 1631 году виллу называли «дворцом».

Принц Тосихито умер в 1629 году, когда его сыну Тоситаде (также называемому Норитада) было десять лет. Поскольку он был всего лишь ребенком, Тоситада мало использовал сад, и вилла сильно обветшалась. Однако он разделял те же интересы, что и его отец, и посетил виллу к 1641 году. Женившись на дочери лорда Каги, что значительно увеличило его доход, он решил отремонтировать императорскую виллу. Из части виллы, построенной его отцом, известной как «Старый Сёин», Тоситада построил главный дом, а также несколько чайных, и они стали частью секции, называемой «Средний Сёин». После этих ремонтов слава виллы Кацура росла.

Главные дома (Сёин)

В 1654 году Тоситада усыновил принца Сати, одного из многих сыновей бывшего императора Го-Мизуноо, а через несколько лет Го-Мизуноо решил его посетить. Говорят, что Новый дворец, также называемый «Дворец императорского визита», был построен для размещения бывшего императора во время его посещения. Принц Тоситада умер в 1662 году, а его наследник умер через несколько лет. После этого принцы в четвертом и пятом поколении умерли в подростковом возрасте, что сделало невозможным пристройку Императорской виллы Кацура. Однако принц в седьмом поколении, принц Якахито, неоднократно посещал виллу и ремонтировал ее, оставляя большую часть планировки в ее первоначальном виде.

Дом Хатидзё-но-мия изменил свое название на Токиваи-но-мия, Кьёгоку-но-мия и, наконец, Кацура-но-мия, прежде чем линия вымерла в 1881 году. В 1883 году Министерство Императорского двора взяло под свой контроль Отдельный дворец Кацура, а после Второй мировой войны управление перешло к Императорскому двору.

Связь с традиционными японскими и буддийскими идеями

Императорская вилла Кацура — хороший образец сущности традиционного японского дизайна. Вилла сочетает в себе принципы, обычно используемые в ранних синтоистских святынях, и объединяет их с эстетикой и философией дзен-буддизма.

Вилла воплотила в себе многие традиционные японские идеи. Одним из примеров использования Кацурой традиционных идей является использование фальшполов с татами, покрывающими их. Татами — это циновки длиной примерно 3 на 6 футов, которые используются не только в качестве полов на вилле, но также используются для определения размеров каждой отдельной комнаты и дома в целом. В Кацуре циновки используются для создания растягивающегося и похожего на вертушку плана, который он имеет сегодня.

Террасы и веранды, созданные путем расположения циновок татами, дают возможность рассмотреть ландшафт и связать внутренние пространства с внешним миром. Полы каждого здания на этом участке также подняты, что изначально было заимствовано из народных конструкций зернохранилищ, а также ранних императорских дворцов. Они служат как для сохранения сухости пола, так и для иерархии пространства. Еще одна классическая особенность, которую использует Императорская вилла Кацура, — это использование перегородок (сёдзи и фусума). В традиционной японской архитектуре седзи и фусума используются для разделения пространства, созданного циновкой татами, на различные комнаты дома.

Сёдзи — это общий термин для белых и полупрозрачных дверей или стен, которые укреплены деревянной решеткой и могут быть неподвижными, подвесными или раздвижными. Фусума — это подкатегория сёдзи, это белая или окрашенная подвижная перегородка, используемая в интерьере дома. Перемещая фусума в сочетании со стационарным сёдзи, житель может создавать новые комнаты в архитектуре. Например, переместив одну стену фусума, можно было преобразовать две комнаты в одну большую комнату и небольшой кладовку.

В Императорской вилле Кацура фусума позволяет комнатам изменяться и открываться миру природы, а внешние палубы становятся продолжением интерьера и обрамляют вид на ландшафт. Примером такого преобразования является платформа для наблюдения за луной, соединенная со Старым Сёином. Помимо этих характеристик, в Императорской вилле Кацура используется множество традиционных японских идей, таких как декоративный альков (токонома (встраиваемое пространство)), встроенный стол (цукесёин) и квадратные стойки.

Кацура Рикю

Чайные домики на Императорской вилле Кацура являются прекрасным примером того, как дзен-буддизм повлиял на архитектуру и ландшафт. Чайная церемония, проводимая в павильонах, является очень важной частью японского общества, потому что это духовный ритуал, символизирующий обособленное совершенство в традиции дзэн, и он сильно повлиял на архитектуру и окружающий ландшафт, чтобы усилить впечатление, которое человек получает, находясь во время церемоний.

Чайные домики были построены специально, чтобы объединить в себе качества согласия, благоговения, чистоты и изолированности, которые являются самой сутью ритуала. Пять различных чайных домиков отделены от главного здания и изолированы от всего, кроме окружающей природы; чтобы добраться до каждого здания, нужно идти по тропинке, которая до самого последнего момента не открывает вид на павильон.

В чайных домиках также используются деревенские элементы, такие как деревянные опоры, покрытые корой, или деревянные предметы неправильной формы, как продолжение природного мира, поскольку чайная церемония направлена ​​на объединение духовного и природного. Кроме того, чайные домики приносят много впечатлений, пока вы находитесь внутри них.

Окна и проемы в павильоне находятся на уровне глаз, когда вы сидите, чтобы можно было чувствовать себя более гармонично и ближе к природе, и чтобы можно было любоваться цветением сакуры весной и малиновыми листьями осенью во время приготовления чая и наслаждаясь изысканной кухней. Наконец, интерьер зданий был спланирован так, чтобы дизайнеры передали свое почтение к материалам и пространственной гармонии, которые призваны способствовать размышлениям, которые позволят достичь внутренней простоты и спокойствия ума.

Чайхана

Здания и сады

Старый Сёин , средний Сёин и новый дворец выполнены в стиле Сёин , с крышами иримоякокерабуки.

Старый Сёин был построен принцем Тосихито. Он состоит из комнат с девятью, десятью и пятнадцатью татами, а потолки поддерживаются деревянными планками. С южной стороны находится комната с пристроенной верандой, в которой представлены элементы стиля сукия. Бамбуковая платформа, созданная для наблюдения за луной, выходит за пределы веранды. Старый Сёин, скорее всего, был построен для размещения большого количества людей на неформальных встречах.

По сравнению со старым Сёином, средний Сёин кажется жестким. Он имеет L-образную форму, на одном конце находится токонома, а справа — чигайдана (группа расположенных в шахматном порядке орнаментальных полок). Стены токонома и чигайдана украшены рисунками пейзажей, а также изображениями семи мудрецов Бамбуковой рощи. Говорят, что средний Сёин был построен как жилые помещения принца, о чем свидетельствует ванна и туалет. Веранда проходила по обе стороны Среднего Сёина и выходила в сад.

Новый дворец отличается большой двускатной крышей, а также верандой, закрытой деревянными ставнями. Дизайн Нового дворца более структурирован, чем Старый и Средний Сёин, и состоит из комнаты с восемью циновками, комнаты с шестью циновками и зоны с тремя циновками, которые расположены в L-образной форме. Там есть кессонный потолок и ниша с большим окном. Особого внимания заслуживают полки Кацура, расположенные в углу напротив входа. Другие комнаты в Новом дворце — это императорская спальня, гардеробная супруги, кладовая, шкаф, ванна, туалет и умывальник.

Первоначально в саду было пять чайных. Хотя в настоящее время их всего четыре, павильоны были созданы для занятий японским искусством чайной церемонии. Маленькие постройки были построены для воплощения качеств, лежащих в основе чайного ритуала, таких как гармония, тишина и благоговение. Кроме того, чайные ритуалы пытались объединить духовный и природный мир, поэтому в чайных домах использовались природные элементы, такие как деревянные опоры с корой, сохраняя атмосферу сада.

Геппа-ро, также известная как «Башня лунных волн», имеет вид на пруд. Он известен своим пространственным эффектом из-за открытого потолка и конструкции крыши. Крыша поддерживается четырьмя наклонными балками, которые поднимаются из углов здания с коньковой стойкой, которая дополнительно поддерживается изогнутой королевской стойкой, опирающейся на анкерную балку. Это создает уникальный пространственный эффект, так как крыша имеет декорированную нижнюю часть, открывающую балки и стропила.

Пруд

Через пруд от Геппа-ро находится Сёкин-тей, также известный как «Павильон из сосновой лютни». Павильоны контрастируют друг с другом, так как Геппа-ро активен и расположен на возвышенности, смотрящей вниз на пруд, в то время как Сёкин-тей менее активен и возвышается не намного над уровнем воды.

Место, на котором расположен Сёкин-тей, изначально было первой точкой, с которой посетители могли увидеть пруд. Но благодаря развитию земли, например, расширению пруда на юго-запад и реконструкции главного дома, весь участок превратился в туристический сад, а не в сад с видами. Он предназначен для того, чтобы человек прогуливался по пространству, а не просто рассматривал его изнутри дома.

Самым ярким и необычным элементом чайханы является лоджия без пола. Кроме того, три дубовых бревна в естественном состоянии поддерживают расширенный карниз лоджии. Шершавость павильона с соломенной крышей напоминает деревенский киоск. Характерной особенностью интерьера является плотная оклейка с бело-голубым клетчатым рисунком на стенах токонома и раздвижные двери между Первой и Второй комнатами.

Покидая Сёкин-тей, следует идти по «горной тропе» к Сёка-тэй, что примерно означает «Павильон признательности цветов», поскольку его окружают вишневые деревья. Это небольшая чайхана, расположенная на самой высокой точке сада. Из него открывается самый четкий вид на главный дом сквозь деревья. Столбы представляют собой окоренные бревна, так как план этажа состоит всего из четырех циновок татами в форме буквы U. Подчеркивая атмосферу горного дома, на фасаде павильона развешаны полосы темно-синей и белой ткани.

Внутри Сёкин-тей

По мере того, как дорога от Сёка-тей разделяется, правая сторона ведет к лужайке перед главным домом, а левая — к Онрин-до, небольшому наследственному храму. После этого святилища есть открытая площадка, ведущая к Сёикен. Его также называют «Павильоном смеющихся мыслей». Верхняя стена вестибюля имеет нехарактерный для него ряд из шести круглых окон, что создает у приближающегося посетителя ощущение, будто здание смеется над ним.

Этот павильон отличается от других не внешним видом, а расположением комнат. От узкого туалета до более широких комнат, кухни и помещений для прислуги, павильон, кажется, работает как отдельный дом. Небольшая комната с маленьким окном с видом на сельскохозяйственные угодья за пределами территории психологически связывает зрителя с реальным миром, а не с садом.

Влияние за пределами Японии

Здания и, в меньшей степени, сады Кацуры оказали влияние на ряд известных архитекторов -модернистов в 20-м веке благодаря книге Бруно Таута, Ле Корбюзье и особенно Вальтера Гропиуса, посетившие его в 1953 году, нашли вдохновение в минималистичном и ортогональном дизайне. Впоследствии Кацура стал хорошо известен второй волне архитекторов из Австралии, таких как Филипп Кокс, Питер Мюллер и Невилл Грузман , посетившие его в конце 1950-х и 1960-х годов. На это также оказал большое влияние ирландский архитектор Ронни Таллон, который описал свои многочисленные посещения храма как «поход в Лурд за лекарством».