Храм Ясукуни

«Япония      «Достопримечательности

Храм Ясукуни

«Храм мира в стране» — синтоистское святилище в Токио. Храм выполняет функции центра религиозных церемоний религии синто. Особое положение Ясукуни определяется тем, что, в отличие от большинства храмов синто, там поклоняются не ками (богам), а душам воинов, погибших за Японию и императора. Верховное божество храма — Император Японии. В числе наиболее известных паломников — бывшие премьер-министры страны Дзюнъитиро Коидзуми и Синдзо Абэ. В связи с тем, что среди почитаемых в святилище имеется несколько японских военачальников, признанных международным трибуналом военными преступниками, святилище многократно оказывалось в центре внимания международной прессы, а посещение его японскими политическими лидерами неизменно становится поводом для международных скандалов и официальных протестов, главным образом со стороны Китая и Южной Кореи.

Храм был построен в 1869 году и, в отличие от других святилищ, находился в ведении военного руководства страны. На праздниках роль главных распорядителей принадлежала генералам и адмиралам. Именно в Ясукуни находились списки погибших в войнах. В этом святилище также хранились зеркало и меч — атрибуты императорской власти. В 1874 году император Мэйдзи посетил Ясукуни, что было беспрецедентным поступком, поскольку там поклонялись не богам, а душам погибших воинов. Таким образом, солдаты, отдавшие жизнь за императора, были приравнены к богам. 23 ноября 2015 года на территории святилища Ясукуни произошёл взрыв. Согласно синтоистской традиции, японские граждане, погибшие в каких-либо войнах, в которых участвовала Япония, являются объектом поклонения.

Список (приводящий суммарное количество причисленных к лику святых) отдельный по каждой войне:

  • Война Босин (гражданская, 1867—68): 7751
  • Война Сэйнан (гражданская, 1877): 6971
  • Тайваньский поход (Месть за 54 погибших рыбака, убитых тайваньскими аборигенами после крушения корабля, 1874): 1130
  • Японо-китайская война (1894—1895): 13 619
  • Ихэтуаньское восстание (в числе восьми держав, участвовавших в подавлении мятежа, 1901): 1256
  • Русско-японская война (1904—05): 88 429
  • Первая мировая война (1914—18): 4850
  • Цзинаньский инцидент (1928): 185
  • Маньчжурский инцидент (завершившийся оккупацией Манчжурии, 1931): 17 176
  • Японо-китайская война (1937—1945): 191 243
  • Вторая мировая война: 2 133 885

В Ясукуни имеется памятник Радхабиноду Палу — индийскому судье, который на Токийском процессе единственным из судей высказался за полное оправдание обвиняемых. Также в числе святых, которым проводится поклонение в рамках синтоистских религиозных церемоний в храме Ясукуни — приговорённые к казни через повешение за совершённые военные преступления Хидэки Тодзио (Тодзё), Сэйсиро Итагаки, Хэйтаро Кимура, Кэндзи Доихара, Иванэ Мацуи, Акира Муто, Коки Хирота и другие. Вследствие этого в Китае, подвергшемуся японской оккупации в первой половине XX века и обеих Кореях, бывших японской колонией, храм считается символом японского милитаризма, а почитание его официальными лицами Японии расценивается как рецидив милитаризма и оскорбление памяти жертв японской агрессии.

С 2001 года ежегодные демонстративные посещения храма Ясукуни премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми вызывали активное недовольство Китая и Кореи, каждый раз высказывавшим по данному поводу официальные протесты. В официальном заявлении Пекина, в частности, говорилось, что подобное паломничество «равносильно отданию почестей нацистам, повешенным по приговору Нюрнбергского трибунала». Игнорирование протестов создало напряжённость в отношениях стран и привело к отмене двухсторонних переговоров Японии с Китаем и Южной Кореей. В 2007 году в корейских СМИ разгорелась полемика по вопросу внесения имени корейского принца Ву (1912 — 1945) в списки храма Ясукуни. Официальная позиция Японии обусловлена тем, что «он был японцем в момент смерти» после атомного взрыва в Хиросиме, находясь на службе японской императорской армии.

Сменивший Коидзуми на посту премьер-министра Синдзо Абэ ранее отказывался от посещения Ясукуни, чтобы не провоцировать возможные международные скандалы. Однажды, он прислал храму символический дар — бонсай. Таким образом ему удалось избежать международных осложнений, одновременно показав, что он чтит память погибших в войнах японцев. Однако 26 декабря 2013 года премьер Абэ изменил этой традиции и посетил храм, чем вызвал критику со стороны Китая, Южной Кореи, США и России. 20 апреля 2014 года, храм посетил другой высокопоставленный японский чиновник — председатель национальной Комиссии по вопросам общественной безопасности, государственный министр по вопросу похищения японских граждан Кэйдзи Фуруя, а ещё через два дня, 22 апреля, в храм прибыло сразу 146 депутатов из обеих палат парламента Японии. В 2015 году в 70-ю годовщину капитуляции страны во Второй мировой войне храм посетила группа из около 70 депутатов японского парламента, а премьер-министр Японии Синдзо Абэ из дипломатических соображений отказался от личного присутствия, направив ритуальное подношение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *