Хиёси-тайся

«Япония      «Достопримечательности

Хиёси-тайся

Синтоистское святилище в городе Оцу, префектура Сига. Комплекс включает в себя западное и восточное святилища, в которых поклоняются, соответственно, Онамути (о:намути-но-ками – главное божество племенного союза Идзумо) и Оямакуи (о:ямакуи-но-ками). Хиёси-тайся находится у подножия горы Хиэй (расположена северо-восточнее города Киото, на границе префектур Киото и Сига) со стороны озера Бива (крупнейшее озеро Японии).

Хиёси-тайся

Хиёси-тайся является главным из 3 800 храмов Хиёси, Хиэ и Санно, в которых поклоняются трём горным божествам (санно-сан), весной там проводится центральный фестиваль Санно. Храм является национальным сокровищем Японии. Так как посланниками богов в храме считаются обитающие в горах обезьяны, на территории можно встретить множество их фигурок.

История

Святилище упоминается в летописи Кодзики (крупнейший памятник древнеяпонской литературы) в VIII веке. В средние века кумирня приобрела буддийскую окраску под влиянием храма Энряку-дзи и поддерживала близкие отношения со школой Тэндай, три горных божества, которым поклоняются в Хиёси-тайся, считаются проявлениями будды Гаутамы, Якуси и Амиды. В 1571 году Ода Нобунага сжёг храмы Энряку-дзи и Хиёси-тайся, однако в конце XVI века святилище было восстановлено в нынешнем виде. Храм входил в число 22 элитных святилищ. В 1927 году храмы Хиёси-тайся и Энряку-дзи связал фуникулёр Сакамото.

Архитектура

Западный и восточный хонгу Хиёси-тайся и хондэн (иногда называемое синдэн – главное здание синтоистского храмового комплекса) малого храма (сэсся) Уса-дзингу являются единственными примерами стиля хиэ-дзукури (также называется хиёси-дзукури, сётай-дзукури, санно-дзукури).

Хиёси-тайся
Хиэ-дзукури (вид сзади)

Нынешние здания были построены в 1586 году, но воспроизводят стиль эпохи Хэйан. Крыша напоминает полувальмовую (иримоя-дзукури), но удлинённые козырьки с трёх сторон образуют дополнительную внешнюю часть (гэдзин), сзади же свес выглядит обрезанным, а его край загибается кверху. В сложной форме крыши заметно влияние буддистских строительных техник. Вход параллелен коньку и находится под отдельным козырьком кохай.

Центральная часть храма, моя, имеет в ширину 3 пролёта, в глубину – 2, но с дополнительными нефами хисаси, образующимся под широкими скатами, общие размеры достигают 5×3 пролёта (около 11×6 м.). Кроме крыш, особенностью данного стиля являются необычно высокие полы храмов, под которыми образуется небольшая комнатка со скамьёй. Потолки над алтарём решётчатые (саобути тэндзё:), в остальной части моя – дощатые, а в хисаси – открытые.